Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 22.10.2020, 18:02

МАОУ

 ЛИЦЕЙ №36





Главная страница
Поиск
Статистика
Опрос
Восстановить здание старой школы на территории МАОУ "Лицей №36"?
Всего ответов: 928
Главная » Файлы » Старшая школа

Преподователь ОБЖ - Фомин А.Ф. Проект «Игра-викторина» (посвящается 55-летию полета Ю.А.Гагарина в космос)
13.04.2016, 14:11

Анатолий Федорович Фомин.

Преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ «Лицей №36»

 

Проект «Игра-викторина»

(посвящается 55-летию полета Ю.А.Гагарина в космос)

 

 

Делюсь опытом внеклассной работы.

Для молодых преподавателей-организаторов ОБЖ, классных руководителей младших классов.

Методическая разработка по проведению игры-викторины с учащимися младших классов.

 

Тема: «12 апреля – День Космонавтики»

 

Воспитательная цель: Вызвать интерес к получению знаний о планетах околоземного пространства, дальнейшему изучению космоса и космическим исследованиям. Формировать чувство гордости за нашу Родину – первооткрывательницу космоса, знать и помнить о первом космонавте нашей страны – Ю.А.Гагарине, гордиться тем, что наша Саратовская земля стала первой ступенькой в обучении первого космонавта и местом приземления его спускаемого аппарата.

Дорожная карта

Вступление

      1. Первые шаги в космическое пространство.

      2. Космические загадки.

      3. Человек в космосе.

      4. Викторина

      5. Планеты солнечной системы

      6. Шутим о космосе.

      7. Что мы знаем о Ю.А.Гагарине

Заключение.

Список литературы

 

Вступление

         Данный проект «Игра-викторина» разработан с целью познакомить учащихся 3 – 5 классов со знаменательным событием – 55-летием полета  в космос Юрия Алексеевича Гагарина.

С древности внимание человека привлекало звездное небо над головой. Оно заключало в себе много тайн, манило и пугало. Человек пытался постичь эти тайны. Земля представлялась ему огромной перевернутой чашей, которая покоится на спинах трех гигантских слонов, важно стоящих на панцире плавающей по бескрайнему морю огромной черепахи. Шли века. Пытливый ум человека постигал тайны окружающего мира. Люди доказали, что Земля-это шар, но никто еще не смог его увидеть. И, вот, наконец, наступил долгожданный день, которого ждала вся планета. Человек попал в космос.

1.Первые шаги в космическое пространство

 Сегодня мы по праву гордимся тем, что первый искусственный спутник Земли был создан учеными нашей страны, что к ближним и дальним мирам – Луне, Марсу, Венере – впервые стартовали наши автоматические станции, а первым человеком во Вселенной стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Изображение первого искусственного спутника Земли — изящного блестящего шара с красиво отведенными назад стрелами антенн — быстро стало символом новой эпохи. Об этом событии немедленно сообщили все радиостанции мира, а русское слово «спутник» сразу же появилось на первых полосах газет и с тех пор стало международным.

Человеку свойственно не останавливаться на достигнутом. Следующей ступенью в освоении космического пространства должен был стать пилотируемый полет, то есть с космонавтом на борту. Но прежде чем человеку шагнуть в космос, необходимо было хорошенько исследовать космическую стихию при помощи животных. Предшественником человека в кабине космического корабля могло быть только высокоорганизованное существо, обладающее развитой психикой и интеллектом. Выбор был сделан в пользу дворняжек. Ведь «потомственные» дворняги научились выживать в любых условиях: борьба за место под солнцем сделала их сообразительными, смелыми, непритязательными.

Чему собак учили перед полетом? Например, не бояться рева ракетных двигателей, переносить вибрацию, самостоятельно забираться на «рабочее место» и отсиживать там положенное время. А еще собак учили безропотно носить телеметрические датчики на своем теле, нажимать мордой на рычаг для получения питья и пищи, терпеть световые вспышки и переносить жару. Наконец, два лучших выпускника космической собачьей школы — Цыган и Дезик — совершили полет (только вверх-вниз, без вывода на орбиту) на геофизической ракете. Полет прошел благополучно. Но конструкторы стремились проверить, сумеет ли живое существо перенести орбитальный полет и приспособиться к невесомости.

Вывод на орбиту летательного аппарата с живым существом на борту должен был стать новым шагом в освоении околоземного пространства. Этим существом стала Лайка. Ранним ноябрьским утром, 3 ноября 1957 года, второй искусственный спутник Земли «ПС-2» с Лайкой на борту ушел в космос. Это был триумф! Но, увы, собака погибла через пять часов полета. В то время еще не умели отводить тепло, и в раскаленной кабине продержаться можно было не более четырех часов. Но именно эти часы давали бесценный материал для космической науки.

А 19 августа 1960года с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и стрелка. Они 17 раз облетели вокруг Земли. 20 августа впервые в мире живые существа, побывав в космосе, вернулись на Землю. Ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости, путь в космос был открыт!

2. Космические загадки.

 Сегодня мы представим, что отправимся в космос, увидим планеты, Землю из космоса, будем преодолевать препятствия и узнавать новое.

Итак, впереди метеоритный дождь загадок! Чтобы его преодолеть загадки надо отгадать! Но космонавты-люди организованные, поэтому не выкрикивайте, а поднимайте руку.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром - нет ничего (звезды на небе)

              Искра небо прожигает,

              А до нас не долетает (метеорит)

Крыльев нет, но эта птица,

Полетит и прилунится (луноход)

              Выше леса стоячего

              Выше облака ходячего

              На поляне синей

              Пасется жеребец сивый.

              Днем он спит,

              А ночью глядит (месяц)

Бродит одиноко

Огненное око

Всюду где бывает

Взглядом согревает (солнце)

 

3.Человек в космосе.

 Ребята, это препятствие вы преодолели успешно! И доказали, что вы организованны. А в каком году впервые человек попал в космос? Как звали этого человека? Что вам о нем известно?

 

12 апреля 1961 года в нашей стране состоялся первый пилотируемый полет человека в космос. Первым космонавтом Земли стал Юрий Алексеева Гагарин. Позже этим путем прошли и другие не менее достойные космонавты.

Юрий Алексеевич Гагарин родился в 1934 году в небольшом городе Гжатске. Рос подвижным и любознательным мальчиком, с детства мастерил самолетики. Сначала учился в ремесленном училище, но увлечение небом привело в Военное в Авиационное училище в Оренбурге.

В 1960году начал готовиться к полету в космос. 12 апреля 1961 году космический корабль «Восток» был запущен с космодрома Байконур. Он облетел вокруг земли один раз за 108 минут. Этот полет доказал что человек может подняться в космос и невредимым вернуться на землю.

Юрий Алексеевич Гагарин был здоровым и выносливым, таким, каким должен быть настоящий космонавт, ведь ему предстоит выдержать неземные, космические нагрузки.  

Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Какие животные там побывали, как вы думаете (ответы детей.)

(Первые космонавты-разведчики были мыши, кролики, насекомые, и даже микробы. Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землей почти целые сутки. Но тогда ученые не умели еще возвращать корабли на Землю.)

Каждую ночь мы видим Луну на небе. Но кто знает, чем является Луна - планетой, звездой? И есть ли на ней жизнь?

Луна - не звезда и не планета. Это большой каменный шар, в несколько раз меньше Земли. Она является спутником Земли, самым близким к Земле небесным телом. На Луне нет ни воды, ни воздуха. На Луне нельзя жить.

 На поверхности луны днем бывает жара до 130 градусов, а ночью -мороз до 170 градусов. Луна движется вокруг Земли и обходит ее за месяц. В 1969 году американец Нейл Армстронг впервые ступил на Луну. Американцы высаживались на Луну еще 5 раз, они сделали много ценных наблюдений.

Ну, а мы летим дальше. Путь наш проходит мимо Солнца. Солнце это звезда, самая близкая к Земле. Это гигантский шар из раскаленных газов. Солнце-это центр солнечный системы, частью которой является и Земля. Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. И еще столько же лет будет светить.

Ребята давайте с вами представим ракетный корабль с неисчерпаемыми запасами и совершим небольшое путешествие по нашей Вселенной.

 

        4. Вопросы викторины

Как называют астероиды? (Малыми планетами)

Предвестником чего считались кометы? (Бед)

Назовите самую известную комету? (Галлея.)

От чего образуется метеоритный кратер? (От взрыва крупных метеоритов.)

Как называются самые большие звезды? (Сверхгиганты.)

Как называются звезды, которые в десятки раз больше Солнца? (Гигантами.)

Как называются фигуры из ярких звезд? (Созвездия.)

Как называется единая звездная система? (Галактика.)

Назовите особую единицу длины, которой пользуются астрономы. (Световой год.)

Сколько планет образует Солнечную систему? (9 больших планет, 32 спутника планет и более 1800 малых планет.)

Как называется космическое пространство и все, что его заполняет? (Вселенная.)

Назовите планеты-гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)

На сколько созвездий разделено небо? (На 88.)

Какова скорость света? (300 тыс. км в секунду.)

Назовите главное отличие Земли от других планет. (На Земле есть жизнь.)

В честь какого бога получила свое название планета Марс? (В честь древнеримского бога войны.)

На каком расстоянии от Земли находится Солнце? (150 млн. км)

       Молодцы! Вы справились с заданием.

Ребята, Вам известно, что помимо нашей Земли существует много других планет. Какие планеты вы знаете?

       5.  Вопросы о планетах

Эта планета — единственный спутник Земли. Среднее расстояние от Земли до него 400 тыс. км. Она практически лишена атмосферы и воды. Большую часть ее поверхности занимают обширные гористые области. Их называют материками. Высота некоторых из расположенных здесь гор достигает 9 км. Материки выглядят более светлыми. Более темные участки поверхности принято называть морями. Они сравнительно ровные и покрыты застывшей вулканической лавой. (Луна.)

Эта планета напоминает своим цветом огонь и кровь. В два раза меньше Земли по диаметру и почти в 10 раз меньше по массе. Поверхность этой планеты — пустыни, кратеры, горы. Некоторые горы очень высоки. Грунт богат железом. Атмосфера тонкая и разреженная, которая образованна в основном углекислым газом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки. Средняя температура составляет -70°С. (Марс.)

Самая близкая к Солнцу планета. Намного меньше Земли, по размерам и массе она схожа с Луной. На поверхности — многочисленные кратеры и горы. Из-за близости к Солнцу поверхность планеты нагревается до +400°С. Она, практически лишена газовой оболочки — атмосферы. Спутников у нее нет. (Меркурий.)

На небе эта планета сияет ярче всех звезд и хорошо видна невооруженным глазом. По размерам немного меньше Земли. Она имеет плотную облачную атмосферу, которая состоит в основном из углекислого газа. Такая атмосфера удерживает тепло, поэтому температура поднимается до +500°С. (Венера.)

Это самая большая планета Солнечной системы. Ее масса превышает массу всех других планет, вместе взятых. Она представляет собой гигантский быстро вращающийся шар. В его атмосфер расположены длинные слои облаков, из-за которых планета выглядит полосатой. Из-за большой удаленности от Солнца температура на поверхности этой планеты около -130°С. Эта планета имеет 16 спутников. Самый большой из них Ганимед. (Юпитер.)

Самая необычная по виду планета. Ее окружают яркие кольца. Общая ширина всех колец огромна — десятки тысяч километров. Но их толщина невелика не более одного километра. Температура на этой планете приближается к -170°С. (Сатурн.)

Самая маленькая и самая уда ленная от Солнца планета Солнечной системы. Она находите: от Солнца в 40 раз дальше, чем Земля. Названа она в честь греческого божества, владыки подземного мира. У этой планеты всего один спутник. (Плутон.)

Это самая большая планета земной группы. Она имеет атмосферу, образованную азотом, кисла родом и небольшим количеством углекислого газа. Более 70| поверхности покрыто водой, чего не встретишь на остальных планетах. (Земля.)

      Молодцы, ребята справились и с этим заданием!

На этом наша викторина закончена.

 

       6.  А теперь вам предстоит ответить на шуточные вопросы.

Космонавт отправляется в космос на месяц. Сколько конвертов и открыток он должен взять с собой, чтобы хотя бы раз в неделю писать письма домой? (в космосе не нужны конверты, связь не поддерживается с помощью почты)

Что должен сделать космонавт, если разобьет любимую бабушкину вазу? (космонавт должен быть честным, он должен признаться и извиниться)

Как поступит космонавт, если на завтрак ему дадут нелюбимую манную кашу? (съест, он должен быть послушным, ешь кашу не расстраивай маму)

Сможет ли космонавт влезть на шкаф, если увидит мышь? (да, но он не должен бояться мыши)

       7. Что мы знаем о Ю.А. Гагарине?

        Наше путешествие подходит к концу, но прежде чем приземлиться, вам нужно ответить на вопросы викторины.

Когда отмечается день космонавтики? С каким событием это связано? (12 апреля, первый космический полет совершил Ю. Гагарин)

Где учился Ю. Гагарин? (сначала в ремесленном училище в Саратове, потом в военном авиационном училище в Оренбурге)

Сколько минут длился космический полет Ю. Гагарина? (108 минут)

Назовите воинское звание Ю.А.Гагарина перед полетом в космос (старший лейтенант)

Какое воинское звание было присвоено Ю.А.Гагарину после приземления на землю (майор)

Является ли Ю.А.Гагарин Героем Советского Союза? (да)

Как называется космодром, с которого стартуют наши космические ракеты? (Байконур)

Заключение

       Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с историей освоения космоса,  вспомнили о первом космонавте, побывавшем на просторах межпланетной системы и вернувшемся из космоса на Саратовскую землю. Вы узнали  о планетах и звездах, ответили на вопросы космической викторины Надеюсь, что полученные знания обогатят ваше мировоззрение и помогут вам в дальнейших исследованиях тайн космического пространства.

Литература

  1. Энциклопедия для детей. Космонавтика. Изд-во Аванта+, 2004
  2. Глазков Ю.Н., Колеснико Ю.В. В открытом космосе,- М.: Педагогика, 1990.
  3. Гагарин Ю.А. Есть пламя! М.: Молодая гвардия. 1968.
  4. Россошанский В.И. Наш Гагарин.- Саратов: Приволж. кн. Изд-во, 1989.
  5. Россошанский В.И. Феномен Гагарина: Изд-во «Летопись», 2001.
  6. Хохлова Е.Б. Дорога к просторам  Вселенной // Читаем, учимся, играем.- 2004.- №1
  7. Мухина В.Л. Звездный сын Земли // Читаем, учимся, играем.- 2004.-№1
  8. Козлов С. Космическая игротека // Праздник.- 2002.-№2
  9. Лазовская П.Ф. Малышам о звездах и планетах // Книжки, нотки и игрушки…- 2009.- №2.

 

Категория: Старшая школа | Добавил: dots0623
Просмотров: 5890 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Полезные ссылки
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
https://edu.gov.ru/
 
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 
Город России Национальный Выбор
Дискуссионный клуб Минобрнауки России
Федеральный портал "Российское образование" 
70 лет Сталинградской битве

© 2020
Бесплатный хостинг uCoz